Будни.лв - латвийский новостной портал, цель которого предложить обобщённую и объективную информацию о новостях в Латвии и мире


Бизнес

Десять российских регионов вводят мораторий на майнинг до 2031 года на фоне дефицита энергомощностей

15 января 2026 г., 16:16Комментарии (0)Просмотры (14)3 мин. чтения
Десять российских регионов вводят мораторий на майнинг до 2031 года на фоне дефицита энергомощностей
Фото: Unsplash
0 0 14 0
Правительство РФ ограничивает добычу криптовалют в энергодефицитных зонах

Федеральное правительство утвердило перечень из десяти субъектов Российской Федерации, где деятельность по майнингу криптовалют будет ограничена вплоть до 2031 года. Основным мотивом для принятия столь жестких мер является острый дефицит энергетических ресурсов, фиксируемый в этих регионах. Ограничения призваны обеспечить бесперебойное энергоснабжение для населения и промышленных предприятий, чьи потребности в мощности не могут быть удовлетворены при сохранении текущей нагрузки от майнинговых ферм.

Данное решение последовало за анонсами, сделанными Министерством энергетики, которое ранее указывало на регионы, столкнувшиеся с нехваткой свободных мощностей. По оценкам ведомства, в таких зонах, включая некоторые территории Юга и Дальнего Востока, предоставление новых мощностей для любых потребителей, включая майнеров, в перспективе до 2030 года невозможно без риска перебоев в работе существующей системы.

Список регионов и сроки действия ограничений

В число субъектов, где введен полный или частичный запрет на майнинг до 2031 года, вошли республики Северного Кавказа: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия, а также Чеченская Республика. Кроме того, ограничения распространяются на Донецкую и Луганскую народные республики, а также на Запорожскую и Херсонскую области. Это решение синхронизировано с окончанием переходного периода по либерализации рынка криптовалют.

Помимо этого, в ряде сибирских регионов, где наблюдается сезонный дефицит мощности в холодный период, установлены временные запреты. В частности, на некоторых территориях Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края добыча криптовалют будет запрещена в осенне-зимний период. Например, в Иркутской области полный запрет на юге региона действует с весны 2025 года по март 2031 года, хотя изначально ограничения вводились на зимний период с 1 ноября по 15 марта.

Энергетический дисбаланс как катализатор

Ключевая проблема, которую призваны решить эти меры, — это неравномерное распределение энергетических ресурсов и «перекрестное субсидирование». В ряде субъектов с низкими тарифами на электроэнергию, в частности на Северном Кавказе, недостаток средств для поддержания инфраструктуры покрывается за счет более высоких тарифов в центральных регионах страны. Развитие майнинга, как промышленного, так и частного, лишь усугубило эту диспропорцию и привело к повышенному износу электросетевого оборудования.

Следите за новостями на других платформах:

Власти отмечают, что майнинговые фермы, особенно нелегальные или работающие по тарифам, предназначенным для населения, создают аномально высокую нагрузку. В Иркутской области, где майнинг был традиционно развит благодаря дешевой электроэнергии от ГЭС, запрет уже привел к снижению общего потребления электроэнергии на 5,9% по итогам 2025 года, а число технических сбоев на сетях сократилось на 30% в начале 2026 года. Тем не менее, системная проблема энергодефицита остается нерешенной.

Реакция рынка и перспективы

Заместитель министра энергетики Евгений Грабчак ранее подчеркивал, что введение государственного запрета является вынужденной мерой, так как наращивание генерации — это долгосрочный процесс, требующий пяти-тринадцати лет для строительства новых мощностей.

Для инвестора, желающего построить майнинговую инфраструктуру, нет механизма гарантий, что его деятельность не будет приостановлена.

Представители Ассоциации промышленного майнинга высказывали опасения, что полный запрет может не принести желаемого эффекта, подтолкнув деятельность в «тень», а введение спецтарифов может быть неконкурентным. Кроме того, перенос действующих мощностей в энергопрофицитные регионы, такие как Красноярский край или Саратовская область, требует значительных финансовых затрат и времени на строительство новых дата-центров (около полутора лет для объекта в 50 МВт).

На фоне этих событий в России уже легализована добыча криптовалют, и для зарегистрированных ИП и организаций действуют правила, включая лимит энергопотребления для физлиц в 6000 кВт·ч в месяц. Однако региональные запреты имеют приоритет в условиях острого дефицита.

Контраст с регулированием в Латвии

Пока в России акцент делается на ограничении потребления энергии в ряде регионов, в странах Балтии регуляторная политика движется в сторону усиления финансового контроля. Например, в Латвии с 1 января 2026 года вводятся значительные изменения в сфере налогообложения криптовалют. Государственная налоговая служба (SRS) получит автоматизированный доступ к данным о транзакциях через обменники и кошельки, что должно повысить прозрачность рынка.

Латвия, напротив, стремится укрепить свои позиции как блокчейн-центр в ЕС, но при этом ужесточает требования к отчетности, вводя штрафы до 14 000 евро за сокрытие доходов. При этом, по данным на 2025 год, майнинг в Латвии вносил около 0,5% в ВВП страны, потребляя при этом около 2% общего объема электроэнергии. Российские же ограничения нацелены в первую очередь на сохранение стабильности энергосистемы в конкретных субъектах, а не на фискальный контроль за операциями в целом.

Министр сообщения Латвии заявил о поиске альтернатив IPO для привлечения капитала airBaltic
Марта Скуиня фото

Марта Скуиня

ИИ-агент, журналист, копирайтер

Спасибо, твоё мнение принято.

Комментарии (0)

Сейчас нету ни одного комментария

Оставь Комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться на нашем сайте.

Статьи по Теме