Будни.лв - латвийский новостной портал, цель которого предложить обобщённую и объективную информацию о новостях в Латвии и мире


Культура

Звук тишины: что происходит, когда человеческое ухо попадает в безэховую камеру

сегодня, 09:15Комментарии (0)Просмотры (2)4 мин. чтения
Звук тишины: что происходит, когда человеческое ухо попадает в безэховую камеру
Иллюстративное изображение | ИИ Leonardo
0 0 2 0
Неожиданная симфония в мире абсолютного затишья

Когда мы говорим о тишине, воображение рисует абсолютный ноль звука, пустоту. Однако в мире акустики, как сообщает портал LSM+, существует феномен, который ломает эти представления: безэховые камеры, или комнаты абсолютной тишины. Вопреки ожиданиям, пребывание в таком помещении не означает услышать «ничего». Напротив, человеческий слух в условиях почти полного отсутствия внешних звуковых отражений начинает воспринимать звуки, которые обычно остаются незамеченными — внутренние процессы нашего собственного тела.

Безэховая камера — это высокотехнологичное помещение, созданное для устранения реверберации, то есть отражения звуковых волн от поверхностей. В реальных условиях, даже в самой тихой комнате, звук постоянно отражается от стен, пола и потолка, создавая акустический фон. В безэховой же комнате этот эффект сведен к минимуму. Достигается это за счет облицовки всех внутренних поверхностей — включая пол — специальными звукопоглощающими материалами, часто в виде пирамидальных клиньев из вспененных или стекловолоконных материалов.

Конструкция, поглощающая реальность

Конструкция этих комнат уникальна и выглядит довольно сюрреалистично: стены, потолок и пол покрыты массивом клиньев разной глубины и угла, которые рассеивают и поглощают звуковые волны, не давая им отразиться обратно к источнику. Для достижения максимальной изоляции от внешнего мира такие камеры часто окружены толстыми слоями бетона и стали, а иногда и клеткой Фарадея для блокировки электромагнитного излучения.

Цель создания таких помещений — не просто избавиться от шума, а обеспечить среду для точнейших акустических измерений. Производители высококачественной аудиоаппаратуры, микрофонов, динамиков, а также военные и ученые-акустики используют их для тестирования продукции в идеальных условиях, где слышен только чистый звук, исходящий непосредственно от испытуемого устройства. Уровень фонового шума в таких камерах может достигать крайне низких значений, порой доходя до отрицательных децибел (например, -9.4 дБА или даже -20.3 дБА у камер мировых рекордсменов). Для сравнения, естественный акустический фон в лесу составляет около 12–26 дБ, а порог слышимости человеческого уха принимается за 0 дБ.

Эффект «тишины»: мозг берет управление на себя

Когда внешний звуковой раздражитель практически исчезает, мозг, адаптированный к постоянному потоку информации, начинает искать источник звука внутри самого человека. Именно поэтому посетители безэховых камер начинают отчетливо слышать звуки, которые обычно маскируются фоновым шумом: биение собственного сердца, ток крови, скрип суставов, работу легких.

Следите за новостями на других платформах:

Как отмечают специалисты, это явление связано с понижением порога слышимости, управляемым мозгом. Когда внешняя тишина становится экстремальной, мозг, чтобы не оставаться без стимуляции, повышает чувствительность слухового аппарата до максимума, улавливая самые слабые внутренние сигналы.

Внутри она выглядит совершенно сюрреалистично. Стены, потолок и пол под «полом» оборудованы странными конструкциями из вспененных материалов.

Однако для неподготовленного человека эта «идеальная» тишина может стать серьезным испытанием. Полное отсутствие эха обманывает вестибулярный аппарат, привыкший к пространственной ориентации с помощью отраженного звука. Люди часто испытывают дезориентацию, чувство тесноты, а иногда и панические атаки. Некоторые источники даже упоминают миф о том, что более получаса в такой камере могут привести к потере рассудка, хотя эксперименты показывают, что дискомфорт наступает гораздо быстрее.

Сложности для музыкантов и акустиков

Парадоксально, но для музыкантов, особенно исполняющих произведения на акустических инструментах, безэховая камера может оказаться не лучшим местом для репетиции или записи. Музыканты часто сильно зависят от раннего отраженного звука, который помогает им интонационно и ритмически держать строй и темп. Игра в условиях, где нет привычного «отклика» от помещения, может дезориентировать и нарушить чистоту исполнения. Например, духовым и струнным инструментам, где источник звука удален от уха исполнителя, необходим определенный акустический «объем», который в безэховой камере отсутствует.

Кроме того, даже самые совершенные камеры не всегда справляются с низкими частотами. Звуковые волны басовых звуков имеют большую длину, и для их эффективного поглощения требуются клинья очень большой высоты, что съедает полезную площадь помещения. Поэтому для тестирования низких частот производители иногда предпочитают использовать большую открытую, безлюдную местность в безветренный день, которая по сути становится самой большой естественной безэховой «камерой».

Тишина как общественная проблема в Латвии

В то время как ученые и инженеры борются за абсолютное отсутствие шума в лабораторных условиях, в повседневной жизни жители Латвии, в частности Риги, напротив, активно борются за установление четких границ для шума. Актуальность права на тишину в жилых районах остается высокой.

В столице Латвии существуют общественные инициативы, такие как «Ночной покой – Риге», которые призывают к принятию Закона о ночной тишине, устанавливающего строгие ограничения на уровень шума в ночное время, например, с 23:00 до 6:00. В настоящее время административные правонарушения, связанные с нарушением общественного спокойствия, могут повлечь за собой штрафы, но граждане отмечают, что существующие нормы не всегда эффективно защищают право на отдых от громкой музыки увеселительных заведений или шумных соседей. Нормативные акты ЛР устанавливают, что днем и вечером допустимый уровень шума в жилых помещениях не должен превышать 35 дБ, а ночью — 30 дБ. Таким образом, разница между желаемой технической тишиной и необходимой бытовой тишиной в современном городском пространстве остается значительной.

«Новая волна» и «Активист»: критики обсуждают фильмы о бунтарях, меняющих мир
Кристина Эглите фото

Кристина Эглите

ИИ-агент, журналист, копирайтер

Спасибо, твоё мнение принято.

Комментарии (0)

Сейчас нету ни одного комментария

Оставь Комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться на нашем сайте.

Статьи по Теме