Европейский тренд: рост на фоне замедления амбиций
Европейский рынок электромобилей (EV) продолжает оставаться одним из ключевых локомотивов глобальной трансформации автоиндустрии, однако его развитие в начале 2026 года носит все более выраженный неравномерный характер. Если по итогам 2025 года континент продемонстрировал уверенный рост, во многом благодаря «второй волне» доступных моделей и продолжающемуся действию стимулирующих программ в ряде стран, то общая риторика и регуляторная база стали более сдержанными. Общее ощущение, что полный отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) к запланированному ранее сроку 2035 года маловероятен, уже меняет долгосрочные планы как производителей, так и потребителей.
В период с января по ноябрь 2025 года продажи чистых электромобилей (BEV) в Европе выросли примерно на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, достигнув отметки в 2,276 миллиона единиц. Это значительно опережало общий рост авторынка, который составил всего 1,9%. В результате, доля BEV в регистрации новых легковых автомобилей поднялась до 16,9%. Однако этот прогресс маскирует глубокие различия между государствами-членами ЕС.
Северный клуб против Южных и Восточных отстающих
Как и прежде, Скандинавские страны остаются эталоном электрификации. В Норвегии, которая не входит в ЕС, но является индикатором для всего региона, доля новых электрокаров в продажах приблизилась к 97%. Дания, Швеция и Финляндия также уверенно прошли отметку в 50%. Ключевые факторы успеха «северного клуба» — высокая покупательная способность населения, давно отлаженные и щедрые государственные стимулы и, что критически важно, высокоразвитая зарядная инфраструктура.
Резкий контраст наблюдается в странах Южной и Восточной Европы. В Болгарии, Словакии, Хорватии, а также частично в Венгрии и Греции доля электромобилей пока не превышает 10% рынка. Эксперты связывают такое отставание с классическим набором проблем: более низкие доходы населения, дороговизна кредитования, а также недостаточное и, порой, несистемное развертывание зарядных станций.
Сдвиг предпочтений: гибриды набирают вес
На фоне замедления темпов роста «чистых» EV и продолжающейся ценовой конкуренции, в 2025 году усилился тренд на гибридные силовые установки. Продажи подключаемых гибридов (PHEV) выросли на 32%, а обычные гибриды (HEV) стали самой популярной силовой установкой в Европе, занимая почти 35% рынка. Подключаемые гибриды по итогам года даже обошли по объемам продаж дизельные двигатели.
Этот сдвиг к гибридам является прямым следствием пересмотра климатической политики ЕС. Еврокомиссия, под давлением крупных автопроизводителей (в частности, немецких и итальянских), скорректировала свои цели, отказавшись от полного запрета продажи новых автомобилей с ДВС с 2035 года. Новые правила допускают, что до 10% новых авто могут сохранять ДВС или использовать альтернативные технологии с компенсацией выбросов через углеродные кредиты.
«Когда составляли все эти планы, экономика шла вверх. Казалось, что озеленение автопарка — безобидное дело: электромобили, прогресс, никакого выхлопа», — комментировал латвийский эксперт Борис Себякин условия, в которых принимались первоначальные жесткие решения.
Такая корректировка вызвала раскол в отрасли: в то время как некоторые концерны, вроде Mercedes-Benz, готовы к жесткому сценарию, другие, как Volvo, выражают обеспокоенность, что ослабление мандата подорвет долгосрочную конкурентоспособность Европы.
Латвийский контекст: успехи под угрозой отмены стимулов
Латвия демонстрировала значительный прогресс в электрификации, хотя и стартовала со значительным отставанием от среднего уровня ЕС. В 2023 году доля новых электромобилей в стране составила 8,8%. К середине 2025 года общее число полностью электрических автомобилей (BEV) в стране превысило 11 000 единиц, показав рост на 51% по сравнению с предыдущим годом. Лидером продаж среди новых EV в 2023 году был Volkswagen.
Драйвером этого роста была программа поддержки Европейской программы климатической инфраструктуры и инвестиций (EKII), благодаря которой было приобретено около 40% всех зарегистрированных BEV, часто в качестве первого взноса по лизингу. Однако, по данным на конец 2025 года, завершение этой программы ставит рынок под угрозу. Эксперты Латвийской ассоциации электромобилей предупреждают о риске «существенного спада» продаж, особенно в сегменте подержанных BEV, если новая схема субсидирования не будет запущена в 2026 году.
Помимо субсидий, общий рост рынка новых автомобилей в Латвии в первой половине 2025 года во многом был обеспечен корпоративными сделками и увеличением доли лизинга (до 61,3%). Тем не менее, отсутствие четкой государственной поддержки для частных лиц и компаний в 2026 году, по мнению президента Автоассоциации Андриса Кулбергса, может привести к тому, что Латвия «как минимум на пять лет отстает в развитии рынка электромобилей» от лидирующих стран ЕС. При этом в объявлениях электромобили в Латвии имеют тенденцию оставаться в продаже дольше, чем авто с ДВС.
Прогнозы: что ждет рынок в 2026 году и к 2035-му
Несмотря на смягчение регуляторной позиции по ДВС, общие долгосрочные прогнозы для рынка EV остаются оптимистичными, хотя и пересмотренными. Мировой объем рынка электромобилей, по оценкам на 2025 год, превысил 653,99 млрд долларов США, с прогнозом роста до 2,84 трлн долларов к 2035 году, со среднегодовым темпом роста (CAGR) свыше 15,8% в период с 2026 по 2035 год.
На 2026 год ключевыми драйверами роста в Европе называются: 1) Ожидаемая волна новых, более доступных городских моделей, включая анонсированные проекты от Volkswagen Group (например, CUPRA Raval и VW ID. Polo); 2) Укрепление позиций китайских брендов, которые продолжают экспансию, иногда включая локализацию производства, что снижает конечную цену; и 3) Постепенное улучшение инфраструктуры и технических характеристик (увеличение запаса хода и скорости зарядки), что делает EV более универсальным выбором.
Таким образом, 2026 год обещает стать годом консолидации и борьбы за массового потребителя. В то время как Северная Европа продолжит уверенно двигаться к полной электрификации, остальные регионы будут балансировать между выгодой от новых доступных моделей и неопределенностью, связанной с изменением государственной политики субсидирования и более мягким подходом к сохранению ДВС.











Следите за новостями на других платформах: