Угроза военных действий и планы по нефти
Дональду Трампу, заявившему о фактическом контроле над Венесуэлой и угрожавшему дальнейшими военными ударами по режиму Николаса Мадуро, адресовали предупреждения о недопустимости разработки нефтяных запасов страны. Как сообщает портал EuroNews.com, после заявлений о намерении США «очень активно участвовать» в нефтяной отрасли страны, которую Трамп назвал «полным провалом», Вашингтон готовится к массированным инвестициям. Выступая перед журналистами в минувшее воскресенье, 4 января, президент США подтвердил, что направит крупные американские нефтяные компании для вливания «миллиардов долларов» в восстановление нефтяной инфраструктуры с целью «начала зарабатывать деньги для страны».
Трамп пообещал новую волну атак, если это «понадобится», однако выразил надежду, что после «успеха» первой фазы военных действий, это не потребуется. Это объявление спровоцировало резкую критику со стороны неправительственных организаций по всему миру. Экологи заклеймили этот шаг как «безрассудный и опасный» и вновь призвали к скорейшему отказу от ископаемого топлива для защиты планеты и поддержки сообществ в их переходе на чистую энергетику.
Венесуэльские запасы и спад производства
Венесуэла обладает крупнейшими в мире доказанными запасами сырой нефти, которые оцениваются примерно в 303 миллиарда баррелей (млрд барр.). По этому показателю страна опережает традиционные нефтедобывающие государства, такие как Саудовская Аравия (267,2 млрд барр.) и Иран (208,6 млрд барр.). Однако фактические объемы добычи в Венесуэле остаются крайне низкими. За последние два десятилетия производство резко сократилось из-за ужесточения государственного контроля над национальной нефтяной компанией PDVSA.
Большая часть венесуэльской сверхтяжелой нефти залегает в поясе Ориноко. Однако ее добыча сложнее и дороже, чем у обычной нефти, из-за густой и высоковязкой консистенции. Западные компании, включая Chevron, продолжают работать в стране, но в значительно меньших масштабах после расширения санкций США, нацеленных на нефтяной экспорт. Санкции были впервые введены еще в 2015 году администрацией Барака Обамы на фоне обвинений в нарушениях прав человека, что лишило нефтяной сектор Венесуэлы необходимых инвестиций для наращивания добычи.
Экономические последствия реформ
Аналитики прогнозируют, что план Трампа по оживлению нефтяной инфраструктуры Венесуэлы может привести к увеличению текущего объема добычи (около 1,1 млн барр. в сутки) в два или даже три раза, достигнув исторических максимумов. Несмотря на годы пренебрежения, такое восстановление может произойти довольно быстро. Если Венесуэла превратится в нефтяную сверхдержаву, Фил Флинн из Price Futures Group полагает, что это может закрепить низкие цены на нефть в «долгосрочной перспективе». Это, в свою очередь, усилит давление на Россию, поскольку Европа и остальной мир смогут удовлетворять свою потребность в дизельном топливе и мазуте за счет поставок из Венесуэлы, сокращая закупки у РФ.
По данным Associated Press, значительного сдвига на мировом рынке нефти изначально не ожидали, поскольку Венесуэла является членом ОПЕК, и ее производство уже учитывалось в квотах организации. Кроме того, на данный момент на мировом рынке наблюдается избыток предложения нефти. Однако наращивание добычи на фоне нарастающего глобального потепления лишь усиливает призывы к мировому сообществу о необходимости поэтапного отказа от ископаемого топлива.
Призывы к «справедливому переходу»
Greenpeace International выразила «глубокую обеспокоенность недавними незаконными военными действиями президента Дональда Трампа». Организация предупреждает, что приоритетом должны оставаться права, безопасность и интересы венесуэльского народа.
«В эпоху ускоряющегося климатического коллапса рассматривать огромные нефтяные резервы Венесуэлы таким образом — это одновременно безрассудно и опасно», — заявил Мадс Кристиансен, исполнительный директор организации. — «Единственный безопасный путь вперед — это справедливый переход от ископаемого топлива, который защищает здоровье, оберегает экосистемы и поддерживает сообщества, а не приносит их в жертву сиюминутной выгоде».
Кристиансен настоятельно призвал международное сообщество «действовать немедленно» и отстаивать нормы международного права для предотвращения дальнейшего ущерба. Он подчеркнул: «Критически важно, чтобы государства сопротивлялись попыткам использовать кризис для расширения добычи ископаемого топлива, а вместо этого мобилизовали финансовую, юридическую и политическую поддержку для справедливого перехода, который служит венесуэльскому народу, а не интересам нефтяных корпораций».
«Война на ископаемом топливе» против Венесуэлы
Oil Change International также подвергла критике враждебную позицию Трампа, утверждая, что она соответствует «историческому сценарию», призванному принести выгоду добывающим компаниям. Элизабет Баст, исполнительный директор организации, отметила:
«Наиболее влиятельные транснациональные корпорации, работающие с ископаемым топливом, получат выгоду от этой агрессии, а американские нефтегазовые компании готовы воспользоваться хаосом и разделить одну из самых богатых нефтью территорий в мире».
Баст призвала США перестать рассматривать Латинскую Америку как «колонию ресурсов», настаивая, что будущее страны должны определять сами венесуэльцы, а не руководители нефтяных компаний. Ископаемое топливо — уголь, нефть и газ — является безусловно крупнейшим фактором глобального изменения климата. По данным Организации Объединенных Наций, на него приходится около 68% мировых выбросов парниковых газов и почти 90% всех выбросов углекислого газа. Выбросы парниковых газов, попадая в атмосферу, задерживают солнечное тепло. В результате глобальная температура уже поднялась примерно на 1,4°C по сравнению с доиндустриальным уровнем, что привело к увеличению числа экстремальных погодных явлений, закислению океана, потере видов и глобальной нехватке продовольствия.











Следите за новостями на других платформах: