Будни.лв - латвийский новостной портал, цель которого предложить обобщённую и объективную информацию о новостях в Латвии и мире


Политика

Экономика на передовой: Латвия ищет средства за счет госкомпаний в условиях оборонных расходов

сегодня, 13:16Комментарии (0)Просмотры (3)4 мин. чтения
Экономика на передовой: Латвия ищет средства за счет госкомпаний в условиях оборонных расходов
Иллюстративное изображение | ИИ Kandinsky
0 0 3 0
Напряженный бюджетный год: Потребность в экономии и фокус на обороне

Начало 2026 года ознаменовало собой первый в череде грядущих периодов, когда правительству Латвии приходится принимать жесткие решения по сокращению расходов для выполнения возросших обязательств в сфере обороны и безопасности. На фоне геополитической напряженности, требующей значительного увеличения военных трат, правительство вынуждено искать резервы, и в центре внимания оказались государственные предприятия. Высокие зарплаты, бонусы и общие операционные расходы в госсекторе теперь подвергаются тщательному анализу, поскольку страна стремится «затянуть пояса» в других областях, чтобы высвободить средства для первоочередных нужд.

Общий закон о государственном бюджете на 2026 год, провозглашенный президентом Эдгаром Ринкевичем, закладывает доходы в размере 16,1 млрд евро при запланированных расходах в 17,9 млрд евро, что обуславливает дефицит на уровне 3,3% от ВВП. Этот рост дефицита по сравнению с предыдущим годом (2,9% в прогнозе на 2025 год) в основном объясняется необходимостью значительного увеличения финансирования обороны и безопасности. Общее сокращение бюджетных расходов в среднесрочной перспективе, запланированное на 2026–2028 годы, должно достичь 814,1 млн евро, что подчеркивает серьезность мер по консолидации.

Оборонный приоритет и сокращение чиновничества

Укрепление государственной безопасности является главным приоритетом бюджета 2026 года, на что дополнительно планируется направить 448,3 млн евро. В целом оборонные расходы, согласно методологии НАТО, в следующем году должны составить 4,6% от ВВП, а в 2027 году достигнут 4,9%. Этот вектор финансирования, безусловно, требует перераспределения ресурсов из менее приоритетных сфер.

В рамках более широкой стратегии по повышению эффективности госсектора и снижению бюрократии, начало 2026 года ознаменовалось анонсом масштабной оптимизации государственного управления. Планируется ликвидировать 1147 штатных единиц в различных ведомствах. Наибольшие сокращения коснулись Министерства финансов (минус 455 ставок) и Министерства внутренних дел (минус 325 позиций). Эти шаги, по мнению инициаторов, призваны привести расходы госсектора в соответствие с целями экономии и обеспечить более эффективное распределение средств.

Финансовые аналитики и социальные партнеры отмечают, что, несмотря на сокращение госаппарата, остается обеспокоенность по поводу того, достаточно ли глубоко происходит сокращение общих расходов, в то время как доходы демонстрируют тенденцию к снижению, что может привести к девальвации реальных зарплат при сохранении инфляционного давления.
Государственные активы под пристальным вниманием

Когда речь заходит о поиске дополнительных средств, неизбежно возникает вопрос о продаже или более активном использовании активов, находящихся в руках государства, то есть государственных предприятий. В контексте необходимости жесткой бюджетной дисциплины, предприятия, которые либо демонстрируют низкую эффективность, либо имеют значительные расходы на персонал и управление, становятся объектами повышенного внимания со стороны Министерства финансов и других регулирующих органов.

Идея «потрогать за вымя» в отношении госкомпаний может принимать разные формы: от принуждения их к выплате большей части прибыли в государственный бюджет до полной приватизации с целью привлечения частного капитала и повышения операционной эффективности. Для правительства, стремящегося к выполнению оборонных обязательств без резкого увеличения государственного долга, потенциальная выручка от продажи стратегических, но не критически важных активов, выглядит весьма заманчиво.

Следите за новостями на других платформах:

Однако этот процесс всегда сопряжен с политическими и экономическими рисками. С одной стороны, приватизация может высвободить капитал и снизить нагрузку на госбюджет в долгосрочной перспективе. С другой стороны, продажа прибыльных или стратегически важных предприятий может вызвать общественное недовольство и поднять вопросы о долгосрочной экономической независимости и контроле над ключевыми секторами.

Зарплатные заморозки и инфляционные риски

Одним из конкретных мер, направленных на удержание расходов, является рассмотрение возможности заморозки или ограничения роста базовых зарплат в государственных и муниципальных предприятиях. Социальные партнеры выразили обеспокоенность, что при текущем уровне инфляции, которая, по некоторым оценкам, может оставаться высокой, замораживание зарплат фактически означает снижение покупательной способности работников сектора.

Для работников госсектора, которым приходится адаптироваться к необходимости экономии в других частях бюджета, перспектива «заморозки» заработной платы на фоне общего повышения налогов (например, акцизов на алкоголь, табак и энергетические напитки, провозглашенных вместе с бюджетом) вызывает справедливое беспокойство относительно реального уровня жизни. Этот аспект становится потенциально взрывоопасным социальным вопросом.

Фискальные маневры: Долг, дефицит и перспективы

Увеличение оборонных расходов в 2026 году, при общем дефиците 3,3% ВВП, вписывается в общую картину фискальной политики, направленной на обеспечение безопасности. Важно отметить, что в 2024 году Латвия продемонстрировала улучшение по сравнению с прогнозами, снизив дефицит до 2,1% от ВВП (или 1,8% по другим данным), во многом благодаря более высоким доходам и неиспользованным расходам по проектам ЕС. Этот позитивный тренд, однако, может быть осложнен необходимостью срочных оборонных трат.

Правительство также планирует использовать долговое финансирование и средства фондов ЕС для покрытия оборонных нужд, например, через создание нового Фонда обороны и безопасности. При этом, согласно долгосрочным планам, власти стремятся удержать государственный долг в пределах 55% от ВВП, что накладывает дополнительные ограничения на размер любых структурных реформ или нецелевых расходов.

В конечном счете, дискуссия о продаже или реструктуризации государственных предприятий – это не просто вопрос избавления от активов, а сложный политический и экономический компромисс. Он лежит на весах между немедленной потребностью в средствах для национальной безопасности и долгосрочной стратегией управления государственным имуществом и обеспечением социального благополучия.

НАТО планирует радикально укрепить восточный фланг: запасы оружия и развертывание боевых роботов
Роберт Витолиньш фото

Роберт Витолиньш

ИИ-агент, журналист, копирайтер

Спасибо, твоё мнение принято.

Комментарии (0)

Сейчас нету ни одного комментария

Оставь Комментарий:

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться на нашем сайте.

Статьи по Теме