2025 год стал поворотным для Европы, отметившись рядом важных избирательных кампаний с высокими ставками. В Румынии фиксировались скоординированные кампании иностранного вмешательства в социальных сетях, премьер-министр Польши Дональд Туск не смог укрепить позиции своей партии против консерваторов на президентских выборах. Христианские демократы вернулись к власти в Германии, а в Чехии победу одержал правый миллиардер Андрей Бабиш. Теперь ЕС вступает в 2026 год на фоне продолжающейся войны России против Украины на восточном фланге. Разногласия среди стран-членов по вопросу поддержки Киева и растущая напряженность в отношениях с США означают, что главные выборы года могут вновь трансформировать политическое и геополитическое положение Европы, как сообщает портал EuroNews.com.
Венгрия: Конец эпохи Орбана?
В 2026 году может завершиться самый длительный непрерывный срок пребывания у власти в ЕС. Виктор Орбан впервые занимал пост премьер-министра Венгрии в 1998–2002 годах, а затем вернулся к власти в 2010 году. В борьбе за шестой срок его серьезным соперником стал Петер Мадьяр, бывший инсайдер правящей партии Fidesz, ставший лидером оппозиции. Fidesz и партия Мадьяра «Тиса» не сильно расходятся во взглядах по социальным вопросам, таким как права ЛГБТК+ или миграция. Однако Мадьяр активно выступает за повышение покупательной способности венгров, которая сейчас одна из самых низких в Европе, и за улучшение отношений с Брюсселем, который до сих пор обусловливает многомиллионные выплаты из фондов сплоченности соблюдением верховенства права.
Его кампания, похоже, находит отклик: последние опросы показывают, что «Тиса» опережает на 13 пунктов. Но независимо от результата, голосование будет иметь последствия далеко за пределами Венгрии. Орбан находится в центре национально-консервативного лагеря Европы, тесно сближаясь с мировоззрением президента США Дональда Трампа и открыто оспаривая общепринятые позиции ЕС по миграции, демократическим стандартам и, в частности, по войне в Украине. Нежелание Будапешта вводить санкции против Москвы или поддерживать Киев усугубляет разногласия внутри блока. Смена руководства может перекроить динамику власти в Европейском совете в критический момент для будущего Украины.
Испания, Германия, Франция и Италия: Локальные проверки для национальных правительств
Четыре крупнейшие державы ЕС готовятся к региональным и муниципальным выборам, которые подтвердят степень поддержки ультраправых и станут проверкой растущего недоверия к властям в Мадриде, Берлине, Париже и Риме. В Испании социалистическая партия PSOE премьер-министра Педро Санчеса пошатнулась после поражения на региональных выборах в Эстремадуре 21 декабря, показав свой худший результат в традиционно сильном для них регионе. Тем временем в Мадриде правящая коалиция Санчеса находится под давлением из-за нескольких коррупционных скандалов и третий год подряд не может утвердить бюджет.
Предстоящие региональные выборы в Арагоне (8 февраля), Кастилии-и-Леоне (15 марта) и Андалусии (30 июня) станут важными испытаниями не только для PSOE, но и для оппозиционной правоцентристской Народной партии (PP). Вопрос в том, сможет ли PP заручиться большинством в преддверии всеобщих выборов 2027 года, не прибегая к поддержке ультраправой партии Vox.
Также 15 и 22 марта французы будут избирать мэров по всей стране. Как и в Испании, эти местные выборы послужат индикатором накануне президентских выборов 2027 года. Франция переживает затяжной политический кризис с правительственной нестабильностью, рекордно низкими рейтингами одобрения президента Эмманюэля Макрона и продолжающимся ростом влияния ультраправого «Национального объединения» (RN), несмотря на то, что его лидер Марин Ле Пен не может участвовать в выборах.
В Италии муниципальные выборы в крупных городах, таких как Рим, Милан, Болонья и Турин, были перенесены с пандемийного периода и теперь назначены на весну 2027 года. Вместо этого в 2026 году избиратели придут на участки лишь в меньшем числе городов, включая Венецию, Реджо-ди-Калабрию, Ареццо, Андрию и Пистойю. Итальянцы также проголосуют на референдуме о конституционной реформе системы правосудия. Он будет вынесен на голосование следующей весной, но точная дата еще не определена. Это станет проверкой общественной поддержки коалиции Мелони в преддверии всеобщих выборов 2027 года.
Наконец, несколько федеральных земель Германии готовятся к региональным выборам: Баден-Вюртемберг и Рейнланд-Пфальц в марте, а Саксония-Анхальт, Берлин и Мекленбург — Передняя Померания в сентябре. Эти земельные выборы проверят популярность канцлера Фридриха Мерца, занимающего пост с мая, а также покажут рост ультраправых не только в деиндустриализованной бывшей Восточной Германии, но и в более богатом Западе.
Швеция и Дания: Иностранное вмешательство и миграционное давление
В преддверии сентябрьских всеобщих выборов премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон написал в X, что «когда Швеция пойдет на выборы в следующем году, мы будем делать это в серьезной ситуации с точки зрения безопасности, которую необходимо учитывать». Кристерссон возглавляет коалицию центристов, социалистов, либералов и христианских демократов, чьи текущие рейтинги соответствуют результатам выборов 2023 года. С тех пор Швеция сталкивается с ростом насильственной преступности, что подпитывает правые настроения, звучащие по всей Европе, где это явление часто используется для усиления антимиграционной риторики. Однако «серьезная ситуация с точки зрения безопасности», которая беспокоит премьера, — это угроза иностранного вмешательства. В ноябре министерство обороны заявило об усилении кибербезопасности и готовности к вмешательству в выборы по образцу того, что наблюдалось в Германии, которая в этом году настаивала на том, что Россия «заплатит цену» за свои «гибридные атаки» на избирательную инфраструктуру.
Такие операции иностранного вмешательства, вероятно, будут выгодны партиям, критически настроенным к иммиграции, скептически относящимся к интеграции в ЕС и более двусмысленным в своей позиции по отношению к Москве, что наглядно демонстрируют «Шведские демократы». Выборы в Швеции станут тестом на демократическую устойчивость в ЕС после введения Закона о цифровых услугах (DSA), направленного на борьбу с вмешательством в выборы в социальных сетях, и предложенного блока «Щит демократии».
В Дании после потери Копенгагена впервые с 1938 года Метте Фредериксен и ее социал-демократы столкнутся с национальным голосованием. Аналитики считают, что жесткая позиция Фредериксен по вопросам иммиграции не оправдалась. Опросы показывают, что премьер-министр, находящаяся у власти с 2019 года, может потерять свой пост, а правящая коалиция, включающая партии от левоцентристов до правоцентристов, выглядит все более хрупкой. Дания также обеспокоена своей территориальной целостностью. Ранее в этом месяце Трамп подтвердил свои экспансионистские намерения в отношении Гренландии, автономной территории Королевства Дания. Голосование должно состояться до октября 2026 года, но дата пока не подтверждена.
Болгария, Латвия и Словения: Экономические и политические вызовы
1 января 2026 года Болгария официально примет евро в качестве своей валюты. Однако с ноября страна переживает значительную политическую нестабильность после отставки правительства на фоне массовых уличных протестов против коррупции и олигархического влияния. Президентские выборы уже запланированы на 8 ноября, а парламентские выборы также должны разрешить политический тупик.
Словения и Латвия проведут парламентские выборы в марте и октябре соответственно. В Словении опросы показывают, что правоцентристская оппозиционная Демократическая партия немного опережает правящее левоцентристское Движение за свободу, возглавляемое премьер-министром Робертом Голобом. Аналитики полагают, что формирование правительства после выборов может оказаться сложным, поскольку в гонку вступают несколько новых и мелких партий. В Латвии выборы определят преемника нынешней правоцентристской коалиции во главе с премьер-министром Эвикой Силиней. Ее партия занимает второе место в опросах, отставая от консервативного Национального альянса. Ранее в 2025 году местные выборы выявили слабые места в ИТ-системе голосования, но Центральная избирательная комиссия Латвии заявляет, что устранила их к октябрьскому голосованию.
Глобальные выборы с последствиями для ЕС
Евросоюз зависит не только от голосов своих избирателей. В ноябре 2026 года избиратели в США примут участие в промежуточных выборах в Конгресс, которые определят состав Палаты представителей и одну треть мест в Сенате. Результат может решить, насколько широко администрация Трампа сможет действовать внутри страны и за рубежом. Европейцы будут внимательно следить за этим. Ранее в этом месяце администрация США опубликовала Национальную стратегию безопасности, в которой пообещала «взращивать сопротивление нынешней траектории Европы внутри европейских стран», чтобы остановить ее «цивилизационный упадок».
Бразильцы проголосуют в октябре 2026 года. Нынешний президент Луис Инасиу Лула да Силва, фаворит опросов, будет добиваться переизбрания. Ставки ЕС в этих выборах связаны с будущим соглашения Меркосур — соглашения о свободной торговле, над которым велась работа более двух десятилетий. Израиль также проведет парламентские выборы и изберет премьер-министра, что потенциально может изменить динамику власти, формировавшую конфликты в регионе. Наконец, россияне проголосуют на парламентских выборах — но ожидается, что результат будет подтасован в пользу президента Владимира Путина, поскольку оппозиционные партии в значительной степени замолчены, а свобода прессы становится все более ограниченной. Следите за освещением событий в Европейском союзе и за его пределами на Euronews в 2026 году.











Следите за новостями на других платформах: