Нефтяные амбиции Трампа и мировые запасы
Президент Дональд Трамп положил глаз на огромные нефтяные запасы Венесуэлы — крупнейшие в мире. Если бы они оказались под влиянием Вашингтона, около трети мировых запасов нефти могло бы перейти под контроль США, как сообщает портал EuroNews.com. Однако эксперты настроены скептически, заявляя, что этот план не будет ни дешевым, ни легким в осуществлении. Трамп заявляет о желании «управлять Венесуэлой через нефть» и предвидит многомиллиардные доходы для американских компаний, но практические детали остаются туманными, а логистические препятствия — значительными.
Главные вопросы остаются без ответа: кто будет заниматься ежедневным управлением, будет ли режим Чависты сотрудничать и готовы ли американские компании, возможно, при поддержке средств налогоплательщиков США, инвестировать в капитальный ремонт устаревшей добывающей инфраструктуры страны? Пока Трамп не предоставил никаких подробностей, хотя и настаивает на выгоде для США, а компании якобы выразили «огромный интерес».
Геополитическое влияние и прогнозы аналитиков
Для президента США энергия — это власть, а Венесуэла владеет ключом к мировым запасам нефти. В замысле Трампа это даст Вашингтону дополнительный рычаг влияния в геополитике и закрепит его статус в регионе и за его пределами. Аналитики Goldman Sachs полагают, что объединение запасов Венесуэлы, соседней Гайаны (где американские компании уже активно работают) и США могло бы обеспечить Соединенным Штатам около 30% мировых резервов. По их оценкам, при содействии США добыча в Венесуэле может вырасти с текущих 0,8 миллиона баррелей в сутки до 1,4 миллиона уже через два года и достичь 2,5 миллиона через десятилетие. В примечании банка, опубликованном в понедельник, отмечается: «Мы сохраняем мнение, что смена режима в Венесуэле немедленно станет одним из крупнейших факторов роста мировых поставок нефти в 2026 и 2027 годах».
«Сдвиг может дать США большее влияние на нефтяные рынки (...) и изменить баланс сил на международном энергетическом рынке»
Однако сначала американские компании должны будут взять на себя расходы по возрождению отрасли. Кроме того, властям Венесуэлы, которые ранее осуждали американский империализм, придется сотрудничать, а мировое сообщество — согласиться с тем, что может быть воспринято как экспроприация стратегических ресурсов другой нации.
Скептицизм компаний и финансовые гарантии
На данный момент только Chevron оперирует в Венесуэле по специальной лицензии. Трамп, тем не менее, выражает уверенность, что сможет обойти препятствия. Он заявил, что компании уже выразили заинтересованность и смогут заработать миллиарды, пообещав им реимбурсацию инвестиций. «Им возместят то, что они делают», — сказал Трамп. — «Мы будем продавать большие объемы нефти другим странам, многие из которых уже пользуются ею, но я бы сказал, что придут многие другие».
Хотя Венесуэла, член ОПЕК, обладает крупнейшими доказанными запасами нефти в мире (около 17% или 3,3 млрд баррелей), не все американские гиганты готовы вернуться. Exxon Mobil покинула страну в 2007 году после национализации активов Уго Чавесом, как и ConocoPhillips. Трамп назвал это «кражей» и настаивает на компенсации.
Логистические проблемы и правовые риски
Помимо политики, существуют колоссальные логистические проблемы. Большая часть инфраструктуры — скважины, трубопроводы, НПЗ — устарела, плохо обслуживается или не функционирует. По оценкам Питера Макнелли из Third Bridge, восстановление производства до досанкционного уровня может потребовать десятков, а то и сотен миллиардов долларов. Кроме того, за годы недоинвестирования Венесуэла потеряла значительную часть квалифицированных кадров.
Необходимы также реформы законодательства для привлечения крупных иностранных инвестиций. Как отметил Макнелли, западным компаниям может потребоваться не менее десяти лет, чтобы принять решение об инвестировании в Венесуэлу. Аналитики, такие как Оле Хансен из Saxo Bank, сомневаются, что американские нефтяные компании поспешат возвращаться, поскольку их главная ответственность лежит перед акционерами, а не перед правительством.
Политическая нестабильность и юридические вопросы усугубляют ситуацию. Даже после недавнего смещения Николаса Мадуро, остаются вопросы о законности этой операции и долгосрочной стабильности. «Американские фирмы не вернутся, пока не будут уверены, что им заплатят, и пока у них будет хотя бы минимальный уровень безопасности», — считает Марк Кристиан из CHRIS Well Consulting. Он также подчеркнул, что компании не вернутся до снятия санкций США, что пока не планируется.
ConocoPhillips до сих пор ожидает около $10 млрд за национализированные активы. Эксперт Университета Хьюстона Эд Хирс напомнил, что прошлые смены режимов (Ирак, Ливия) не принесли американским компаниям выгоды от нефти, и выразил опасение, что история может повториться.











Следите за новостями на других платформах: