Экономический переход и правительственные цели
Неэффективные британские компании начали закрываться под давлением кризиса стоимости жизни. Если на смену им придут более продуктивные предприятия, это может обеспечить столь необходимый толчок экономическому росту. Правительство Великобритании, пришедшее к власти в 2024 году, сделало своей основной политической миссией достижение роста. Унаследовав экономику, сдерживаемую вялой производительностью и высоким долговым бременем, политики продолжают бороться за увеличение национального объема производства — ключевого фактора для сохранения глобальной конкурентоспособности, как сообщает портал EuroNews.com.
Наступающий год станет периодом перемен, когда политикам придется управлять растущими экономическими рисками, согласно новому отчету аналитического центра Resolution Foundation. Авторы исследования отмечают, что Великобритания находится «в медленном, но судьбоносном переходе». «Меньше людей трудоспособного возраста; более хрупкая политическая обстановка; более высокие налоги; и экономика, которая срочно нуждается в новых фирмах и рабочих местах взамен старых», — говорится в докладе.
Застой производительности и роль «фирм-зомби»
С момента финансового кризиса 2008 года Великобритания испытывает трудности с эффективным использованием ресурсов, что привело к отставанию от стран-конкурентов по показателям производительности. Анализ PwC показывает, что в десятилетие после кризиса рост производительности составил всего 7%, по сравнению с 21% за десять лет до краха.
Одной из причин недостаточной эффективности, по мнению Resolution Foundation, являются так называемые «фирмы-зомби». Исследователи заметили, что на протяжении большей части XXI века темпы замещения неэффективных компаний новыми предприятиями замедлялись по причинам, которые не могут быть полностью объяснены. Хотя банкротства могут показаться негативным явлением, «созидательное разрушение» способно оздоровить экономику, если на месте ушедших появляются более эффективные игроки.
«В прошлом году появились признаки переломного момента», — отмечают в Resolution Foundation. «Закрытие «фирм-зомби» освободило большую долю работников».
Этому, по всей видимости, способствовали высокие цены на энергоносители и процентные ставки, а также повышение минимальной заработной платы — факторы, вынудившие компании прекратить деятельность.
Признаки структурных изменений
«В частности, доля рабочих мест, уничтоженных закрывающимися фирмами, выросла до самого высокого уровня с 2011 года, как и число неплатежеспособных компаний», — сообщают исследователи. «Начало расти и доля занятости, перемещающейся между секторами».
Если эти ликвидации последовательно уступят место более эффективному бизнесу, Великобритания может получить столь необходимое оживление занятости. Однако текущие данные говорят о напряжении. Уровень безработицы в стране достиг четырехлетнего максимума в 5,1% за три месяца по октябрь 2025 года, по данным Управления национальной статистики (ONS), в то время как рост заработной платы замедлился.
Бюджетные вызовы и перспективы
Кроме того, в 2026 году Resolution Foundation подчеркивает, что доля государственных расходов в ВВП сократится после значительного увеличения государственного бюджета во время пандемии. Это сокращение частично связано со снижением инфляции и процентных ставок, но также обусловлено урезанием ведомственных расходов. Рост налогов и слабое прогрессирование реальных заработков снизят рост располагаемых доходов среднего домохозяйства в следующем году, добавили аналитики. Это происходит на фоне того, что старение населения представляет собой все более острую проблему для лиц, формирующих политику.
«История 2026 года — это не история кризиса, а история дрейфа, который наконец уступает место переменам», — заключает отчет. «Вопрос о том, будут ли эти изменения управляемыми или просто переживаемыми, определит предстоящие годы».











Следите за новостями на других платформах: