Заявление премьера: «Сами выскочили и проиграли»
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене сделала откровенное признание, охарактеризовав решение Вильнюса об открытии представительства под названием «Тайваньское представительство» как серьезный политический просчет. По ее словам, страна фактически «выскочила впереди паровоза и проиграла», поскольку этот шаг не был должным образом скоординирован ни с Европейским Союзом, ни с Соединенными Штатами. Заявление прозвучало в интервью, где глава правительства подчеркнула, что, несмотря на имеющееся представительство, международное сообщество не оценило этот жест, а сам эпизод показал неэффективность односторонних действий во внешней политике.
Ругинене отметила, что в других европейских странах, где также существуют тайваньские представительства, они открывались после длительных консультаций и с использованием более нейтрального наименования — «Представительство Тайбэя». Такой подход, как правило, позволял сохранять сугубо деловые отношения с Пекином, избегая открытого политического конфликта.
Упущенная выгода и международная изоляция
Ключевой проблемой, по мнению премьера, стало предположение литовских властей, что их демонстративная позиция будет высоко оценена мировым сообществом, тем самым укрепив позиции Литвы на мировой арене. Однако на практике этого не произошло. Ни ведущие государства ЕС, ни США не выразили готовности компенсировать Вильнюсу возникшие экономические и дипломатические издержки.
«Мы попытались, у нас есть тайваньское представительство, но мир этого не оценил. Никто этого не оценил», – констатировала Ругинене.
Конфронтация с КНР, начавшаяся с 2021 года после учреждения представительства, привела к резкому ухудшению двусторонних отношений. Пекин расценил действия Вильнюса как нарушение принципа «одного Китая», что повлекло за собой понижение уровня дипломатических отношений до уровня временных поверенных и введение торговых ограничений, в том числе санкций против литовских банков.
Национальные интересы и тактика в отношениях с Китаем
Премьер-министр подчеркнула, что будущий подход Литвы к отношениям с Китаем должен базироваться на двух столпах: единой позиции Европейского Союза и четкой ориентации на национальные интересы. Она считает, что в процессе выстраивания международных планов выгода для литовского народа должна быть абсолютным приоритетом. Зачем, спрашивается, действовать вразрез со всем блоком, если этот путь не приносит реальной пользы стране?
«Если нашей стране и народу это невыгодно, зачем нужно бежать, отделившись от всего Европейского союза, бежать по тропинке, которая никуда не ведёт? Вот этот пример и показал, что в международных отношениях нужна иная тактика», – подытожила глава правительства.
Путь к нормализации: сложный и долгий процесс
Признание ошибки является первым шагом к исправлению ситуации. По словам Ругинене, сейчас Литва предпринимает «первые небольшие шаги» в переговорах с КНР, ведется активная переписка. Однако, пытаясь нормализовать разорванные в значительной степени связи, Вильнюс обязан тесно координировать свои дальнейшие действия с Брюсселем и Вашингтоном.
«После того, как мы всё испортили, полностью разорвали связи и отношения, нам предстоит пройти очень сложный и долгий путь к их нормализации», – признала премьер. При этом, как сообщалось ранее, с середины мая 2025 года в Литве не осталось аккредитованных китайских дипломатов. В январе 2026 года Пекин заявлял о готовности к диалогу, ожидая возвращения отношений с Литвой к «нормальному состоянию».











Следите за новостями на других платформах: